Теория по КМПУ | Готовые элементы систем | Технологии и хитрости | Прочее | Магазин | Контакты | |||
Сделай сам №2: активация штатного бортового компьютера на Renault Duster 2012 (дорестайлинг) 19.09.20
В данной заметке будет рассмотрен процесс самостоятельной активации штатного бортового компьютера (БК) на Renault Duster. Обратите внимание на то, что вся нижеприведенная информация относится исключительно к дорестайлинговому варианту автомобиля, ибо после рестайла щиток приборов и его разъемы у Дастера серьезно изменились. Кроме того, настоятельно рекомендую сначала прочитать заметку полностью, чтобы было понятно, какие инструменты и материалы могут понадобиться в работе, поскольку отдельного их списка я не делал. Введение
Бортовой компьютер автомобиля – довольно полезная вещь. В Renault Duster он умеет отображать следующие параметры поездки:
* - значение на дисплее начинает отображаться после прохождения автомобилем 400м пути.
Кроме того, производитель относит к бортовому компьютеру еще и отображение суммарного пробега со дня изготовления автомобиля, а также пробега за поездку, однако эти функции доступны на любой модели Дастера, поэтому включать их в состав БК, на мой взгляд, странно. А вот такие мега-полезные фичи, как остаток бензина в баке и мгновенный расход топлива, в бортовой комп неплохо было бы добавить, вместо того, чтобы засовывать их в диагностический режим щитка. Но производителю, понятно, виднее – видимо, на то были какие-то причины.
• кнопку «Режим БК», которой мы будем переключать экраны (меню) бортового компьютера;
И всё, больше нам ничего не потребуется. Поэтому мною было принято решение получить доступ к бортовому компьютеру Дастера как можно быстрее. Теория, подготовка
Вначале необходимо понять хотя бы в теории, каким образом мы сможем достучаться до компьютера. Первым делом нужно определить версию прошивки щитка приборов на передней панели авто. Для этого при выключенном зажигании нажимаем и держим многофункциональную кнопку на щитке, затем включаем зажигание. Через 3-5 сек. стрелки спидометра и тахометра начнут хаотично вращаться, а на дисплее высветится версия прошивки. У меня отобразилось «81402» и мне повезло – если последняя цифра прошивки равна «2», можно двигаться дальше. Если же версия прошивки оканчивается на «1», то надо перешивать микроконтроллер щитка приборов. В принципе, это не особо сложно, но всё же лишний геморрой никому не нужен, тем более для перепрошивки будет необходим LPT-порт и дополнительный адаптер-программатор. Отмечу кстати, что в диагностическом режиме (куда мы зашли, включив зажигание при нажатой кнопке) можно посмотреть не только версию прошивки щитка, но и другую полезную информацию.
Как видно из приведенной схемы, сигнал расхода топлива от ЭБУ системы впрыска (цепь «47H») должен подаваться на контакт №19 серого разъема щитка приборов. Кнопка же одним контактом должна быть подключена к контакту №23 черного разъема щитка (цепь «47K»), а второй ее контакт следует посадить на массу. После этого, как следует из схемы, мы получим в свое распоряжение полноценный штатный бортовой компьютер Renault Duster. Обратите внимание на то, что сигнал расхода топлива можно взять не только непосредственно с разъема ЭБУ, но и с контакта «А6» разъема R212 (это разборная колодка в блоке предохранителей моторного отсека). Ну и «массу» для кнопки, если что, можно взять не только «где подвернется под руку», но и с контакта №7 черного разъема.
Где расположить кнопку управления БК – это уж нам самим придется решать. Напомню, что в штатном варианте данная кнопка находится на правом подрулевом переключателе, однако оказалось, что в машинах без бортового компьютера кнопка в переключателе отсутствует. Отмечу, что народные умельцы умудряются таки вкорячить микрик в штатное место, но мне этот вариант не понравился (больно геморройный). К тому же, я специально сделал себе дополнительные кнопки в заглушке выключателя центрального замка, и для управления бортовым компьютером я решил использовать одну из них. А вот ЭБУ системы впрыска и разъем R212 находятся под капотом автомобиля: ЭБУ за аккумулятором, а разъем – в блоке предохранителей и реле:
так что придется тянуть провода из моторного отсека в салон. Ну и на этом теоретическую подготовку можно завершить, и приступать к практике, ибо по факту, как обычно, в процессе работы вылезет куча мелочей, о существовании которых (в теории) нельзя даже было подумать. Практика
ВНИМАНИЕ: категорически рекомендую перед началом всех работ скинуть клеммы с аккумулятора. В противном случае можно чего-нибудь коротнуть и спалить, тем более, если с электрикой/электроникой до этого особо не работали.
С теорией разобрались, осталось воплотить ее в жизнь. Первым делом надо решить, где будет располагаться кнопка «Режим БК», и установить ее (я, напомню, использую для этого кнопку в заглушке выключателя центрального замка). Далее нужно вывести с ЭБУ системы впрыска сигнал расхода топлива (цепь «47H»). Напомню, что это можно сделать подключившись как непосредственно к ЭБУ, так и к разъему R212, расположенному в блоке реле и предохранителей моторного отсека. И в реальной жизни оказалось, что технически вывести требуемый сигнал гораздо проще именно с разъема R212 (ЭБУ только снять/поставить чего стоит). Итак, открываем блок предохранителей - его крышка крепится на защелках (не забудьте после снятия крышки скинуть с нее трос корректора фар). Нужный нам разъем R212 расположен справа, ближе всего к крылу (у него сверху еще есть такая голубая пластмассовая херовина):
Чтобы было удобнее добраться до разъема, надо вытащить из коробки все колодки с предохранителями, а также колодку с желтым реле (это общее реле системы впрыска). Колодки держатся на защелках-«язычках», чтобы снять колодку надо чем-то надавить на «язычок» (например, длинной тонкой отверткой). А вот как держится сам разъем R212, я не помню. По-моему, я его просто потянул вверх, и он нормально достался. Однако, утверждать это я не готов – вполне возможно, что разъем также держится на защелке.
Напомню, что нас интересует контакт «А6» колодки R212 (на последнем рисунке данный контакт обведен). При этом к той части колодки, провода от которой идут к ЭБУ, нужный провод уже подведен (на фото это хорошо видно), а от другой части колодки в салон никакого про́вода не идет (если присмотреться, то на карточке это тоже заметно – соответствующая дырка пустая). И лично мне показалось проще подключиться к уже существующему проводу черного разъема, чем вставлять недостающий контакт в желтый разъем. Кстати, если всё-таки решите вставлять контакт, то имейте ввиду, что для этой цели отлично подходят контакты от больших разъемов компьютерного источника питания (имя таких разъемов – TH-4F, некоторые их еще называют Molex, хоть это и не совсем корректно, ибо различных разъемов контора Molex выпускает целую кучу):
Контакт из разъема TH-4P вынуть достаточно легко – для этого надо лишь вдавить внутрь контакта два усика-распорки при помощи, например, обычной иголки.
Далее зачищаем примерно на 1см изоляцию на штатном проводе, который подходит к контакту «А6» черной части разъема R212. После этого прикручиваем к зачищенному участку наш провод, который пойдет к щитку приборов, и изолируем место скрутки изолентой (рекомендую место скрутки еще и пропаять).
В этом случае провод протягивается в салон внутри данной трубки, после чего она вытаскивается из заглушки.
но можно взять и пластиковые хомуты или стяжки. После фиксации положения проложенного провода нужно обратно установить в блок предохранителей разъем R212 и колодки с предохранителями и реле, а затем надеть верхнюю крышку на блок (не забываем после установки крышки нацепить на нее трос корректора фар).
которые выходят в салоне ниже руля, и к которым там есть свободный доступ. Естественно, гораздо удобнее воспользоваться штатным вариантом, чем ковыряться с протяжкой провода самостоятельно. Однако, я на момент активации бортового компьютера об этой особенности Дастера не знал, поэтому пришлось тянуть проводку в салон самому.
Далее снимаем нижнюю часть козырька щитка приборов (крепится на защелках) и треугольники по углам козырька (да-да, и здесь тоже защелки), после чего нашему взгляду откроются четыре шурупа TORX-20, крепящие щиток к панели:
Отворачиваем эти шурупы и вынимаем щиток из панели. Отмечу, что далеко его вытащить не дадут провода. Поэтому немного тянем щиток на себя и поворачиваем его мордой в пол, после чего отсоединяем от щитка разъемы.
И вот с ними-то мы и будем проводить все дальнейшие манипуляции. Напомню, что нам надо завести в разъемы недостающие провода, для чего нам понадобятся соответствующие контакты. Понятно, что оригинальные контакты хрен где найдешь, однако это вовсе не проблема – в штатные разъемы щитка приборов Дастера отлично встают контакты от разъемов типа BLS:
Если нет возможности купить данные контакты и обжать ими провод, это тоже не беда – такие контакты можно выковырять из компьютерных разъемов, которые идут к материнке от передней панели компа (там, где кнопки включения/сброса и лампочки):
Кстати, после снятия щитка приборов сразу стало понятно, что «массовый» провод от кнопки «Режим БК» подключать к контакту №7 черного разъема не очень оптимально, ибо под щитком обнаружилась гайка М6 под ключ на 10, к которой прикрутить провод гораздо проще:
Итак, начинаем дорабатывать наш Дастер. Для начала подтягиваем к серому разъему щитка приборов провод, который мы только что тащили от ЭБУ, а к черному разъему – один из проводов от кнопки «Режим БК». Второй провод от кнопки тянем к вышеупомянутой гайке для «массы». Далее нам надо каким-то образом прикрутить контакты BLS к проводу от ЭБУ и к соответствующему проводу от кнопки. Здесь можно либо обжать эти провода контактами BLS, если есть эти контакты и соответствующая обжимка, либо просто прикрутить к ним провода, уже обжатые контактами BLS (например, компьютерные). Второй кнопочный провод рекомендую обжать клеммой-лепестком типа «О» или «U» под винт диаметра 6мм:
Теперь нам надо засунуть провода с контактами BLS в черный и серый разъемы. Напомню, что провод от ЭБУ должен быть установлен как контакт №19 серого разъема, а провод от кнопки – как контакт №23 черного разъема. Номера контактов написаны на самих разъемах, однако надписи эти очень уж мелкие, и разглядеть их не у всех получится (тем более без яркого света). Поэтому я решил показать номера контактов прямо на картинке, чтобы с определением нумерации точно не возникало никаких проблем:
Обращаю ваше внимание на то, что просто так воткнуть контакт с проводом в разъем не получится. Здесь есть небольшая хитрость – перед втыканием контакта надо слегка выдавить на себя белую пластмасску, входящую в состав разъема и надежно прижимающую провода Делается это легко – в специальные выемки, которые сделаны в белой пластмасске, надо вставить иголку и «сковырнуть» пластмасску на себя:
Ну а вот теперь можно вставлять в разъемы наши дополнительные провода так, как показано на предпоследнем рисунке. После установки проводов белую пластмасску необходимо защелкнуть обратно:
И напоследок прикручиваем кнопочный провод, который был обжат клеммой-лепестком, к гайке М6, упоминавшейся чуть выше. |
Место для разного (сдается) |