Теория по КМПУ | Готовые элементы систем | Технологии и хитрости | Прочее | Магазин | Контакты | |||
Содержание
Максимально допустимые значения параметров Временны́е требования к управляющим сигналам Таблица установки режима микрошага Таблица значений тока в обмотках Преимущества и недостатки режима Вход тактовых импульсов («STEP») Вход выбора направления вращения («DIR») Входы выбора режима микрошага («MS1» и «MS2») Выход контроля исходного состояния («HOME») Вход активизации режима сна («nSLEEP») Вход разрешения работы («nENABLE») Схема стабилизации тока в обмотках ШД Игнорирование сигнала от токовых компараторов Принцип синхронного выпрямления Понижающий стабилизатор напряжения Аварийное отключение силовой части (Shutdown) |
A3977 и A3979: драйверы биполярного шагового двигателя на полевых транзисторах со встроенным транслятором и режимом микрошага 11.06.21
Предлагаемая вашему вниманию заметка является вольным пересказом на русский язык оригинальной документации на чипы A3977 и A3979, дополненным теорией работы шагового двигателя (ШД) в режиме микрошага. Данные дополнения сделаны для того, чтобы помочь разработчику более полно разобраться с нюансами работы рассматриваемых микросхем. На мой взгляд, даташыты производителя на чипы A3977 и A3979 страдают излишней лаконичностью, и даже расширенные аппноты (тыц, тыц) отвечают далеко не на все вопросы, которые могут возникнуть у проектировщика драйвера ШД (особенно у новичка в данной области). Поэтому в предлагаемой заметке было решено не только описать работу конкретных микросхем, но и осветить соответствующие общие теоретические моменты. Краткое описание
Микросхемы A3977 и A3979 являются логически завершенными драйверами для биполярных (т.н. двухфазных) ШД, поддерживающими работу в полношаговом и микрошаговом режимах (A3977 обеспечивает деление шага на 2, 4 и 8, A3979 – на 2, 4 и 16). Выходные мостовые каскады микросхем позволяют управлять обмотками двигателя при токе до 2,5А и напряжении питания до +35,0В. Чипы имеют встроенную схему импульсной стабилизации тока обмоток с фиксированным временем отключения мостов, которая может обеспечивать режимы медленного (slow-decay), быстрого (fast-decay), и смешанного (mixed-decay) спада тока в обмотках. Использование данной схемы позволяет уменьшить слышимый шум двигателя (гул), увеличить точность шага и уменьшить тепловую мощность, выделяемую микросхемой.
Обратите внимание на то, что в самом последнем даташыте на A3977 упоминается только корпус TSSOP-28, однако, китайцы про это не в курсе: на алиэкспрессе до сих пор навалом предложений чипов в корпусе PLCC-44. Особенности микросхем A3977 и A3979
• мощный выходной каскад: +35,0В / ±2,5А; Основные отличия чипов A3977 и A3979
Микросхемы A3977 и A3979 крайне схожи между собой. По сути A3979 – это улучшенный и более дорогой вариант A3977. Отличия между данными чипами заключаются лишь в разном сопротивлении выходных ключей и в том, на сколько частей микросхема может дробить один шаг двигателя. Данные отличия подробно описаны чуть выше (см. пункт «Особенности микросхем A3977 и A3979»). Функциональная схема драйвера
Оба рассматриваемых чипа построены по одной функциональной схеме (жирными линиями здесь показаны силовые цепи, по которым может течь большой ток):
Видим, что выходная часть данных микросхем реализована традиционным способом: для каждой обмотки двигателя выделен свой H-мост (DMOS Full Bridge), питающийся от отдельного источника напряжения и имеющий датчик тока RS на нижней стороне. Транзисторы обоих мостов управляются при помощи драйвера затворов (Gate Drive), питающегося от встроенного понижающего преобразователя напряжения (Regulator). Обратите внимание на то, что для управления ключами в верхних плечах мостов к драйверу поводится отдельная линия питания, формируемого повышающим преобразователем с накачкой заряда (Charge Pump). Описание выводов
Ниже приведено описание выводов микросхем в корпусе TSSOP-28, как наиболее распространенных:
ВНИМАНИЕ!!! Выводы «AGND» и «PGND» должны принудительно соединяться на печатной плате!
Параметры микросхем
Ниже перечислены основные характеристики рассматриваемых драйверов ШД. ▪ Максимально допустимые значения параметров
1 – номинальный выходной ток может быть ограничен коэффициентом заполнения, температурой окружающей среды и площадью используемого радиатора. Ни при каких условиях не превышайте указанный номинальный ток или температуру перехода +150°C! ▪ Тепловые характеристики
В таблице ниже представлены тепловые характеристики микросхем в корпусе TSSOP-28, как наиболее распространенных. Характеристики чипов в корпусе PLCC-44 можно найти в оригинальной документации.
График зависимости максимальной мощности рассеяния от температуры окружающей среды для корпуса TSSOP-28 показан ниже:
Дополнительная информация по тепловым характеристикам доступна на сайте фирмы «Allegro». ▪ Электрические характеристики
Электрические прараметры у чипов A3977 и A3979 по большей части совпадают. Отличие наблюдается только в сопротивлении открытого канала выходных ключей (выделено разным цветом). Наименования параметров переводить не стал - вроде, там и так всё понятно.
1 – типовые значения приведены только для первоначальных проектных оценок и предполагают, что микросхемы применяются в оптимальных условиях. Данные значения могут отличаться для отдельных устройств в указанных пределах (см. «Max» и «Min») ▪ Временны́е требования к управляющим сигналам
Для нормальной работы микросхем A3977 и A3979 сигнал «STEP» должен удовлетворять определенным временны́м требованиям (величи́ны «C» и «D» на рисунке ниже). Кроме того, сигналы «DIR», «MS1», «MS2» и «nRESET» должны начинаться и заканчиваться не раньше определенного времени относительно переднего фронта сигнала «STEP» (величи́ны «A» и «B»). Также обратите внимание на то, что время выхода чипа из режима спячки может составлять 1мс: ▪ Таблица установки режима микрошага
Ниже представлено соответствие сигналов «MS1» и «MS2» задаваемому ими режиму микрошага: ▪ Таблица значений тока в обмотках
Исходное состояние («HOME») – 45°; «DIR» = High; режим «1/8» – только для A3977; режим «1/16» – только для A3979 Теория: микрошаговый режим работы ЩД
Как известно, вращение вала шагового двигателя (ШД) с постоянными магнитами (или гибридного ЩД) осуществляется за счет того, что полюсы ротора попеременно притягиваются к обмоткам статора. Поэтому существует несколько способов управления фазами шагового двигателя. В первом (самом простом) способе вращение обеспечивается попеременной коммутацией обмоток двигателя, при этом в один момент времени включена только одна фаза:
В данном случае точки равновесия ротора для каждого шага совпадают с «естественными» точками равновесия ротора у незапитанного двигателя, поэтому такой способ управления называют полношаговым («One-Phase-On» Full-step). Очевидно, что в полношаговом режиме количество шагов на один оборот двигателя будет совпадать с его «паспортным» значением (например, у 1,8°-го ШД это значение будет равно 360°/1,8°=200 шагов/об). При этом есть еще один способ реализации полношагового режима – включать одновременно обе обмотки двигателя:
Такой способ называется «Two-Phase-On» Full-step (или просто Full-step) и он позволяет получить от двигателя примерно на 40% больший момент, чем в первом случае, за счет использования сразу двух обмоток.
Здесь на первом шаге ротор притягивается к одной из обмоток статора, затем занимает промежуточное положение, затем притягивается к следующей обмотке, затем снова встает в промежуток и т.д. Таким образом, при каждом новом переключении обмоток ротор делает всего половину от основного («паспортного») шага. Поэтому очевидно, что в полушаговом режиме работы двигатель сделает ровно в два раза больше шагов на оборот, чем это указано в его паспорте. Этот метод управления достаточно распространен, так как двигатель с меньшим шагом сто́ит дороже и очень заманчиво получить от, например, 100-шагового двигателя 200 шагов на оборот. ▪ Преимущества и недостатки микрошагового режима
Естественно, основной плюс работы в микрошаговом режиме – увеличение разрешающей способности шагового двигателя. Во многих приложениях, где требуются малые относительные перемещения, режим микрошага способен заменить механический редуктор – даже несмотря на то, что микрошаговый драйвер намного сложнее и дороже полношагового драйвера, вся система в результате всё равно может оказаться проще и дешевле шагового двигателя с редуктором. При этом чем сильнее мы будем дробить шаг ШД, тем, казалось бы, выше должна быть разрешающая способность системы – при количестве микрошагов, стремящемся к бесконечности, идеальный шаговый двигатель вообще должен работать как синхронный движок в режиме непрерывного вращения. При этом форма токов его фаз максимально приблизится к синусу (опять же – в идеале), причем, токи в обмотках будут сдвинуты друг относительно друга на 90°. Однако, на практике оказывается, что хотя разрешающая способность ШД в микрошаговом режиме и увеличивается, точность работы привода при этом ухудшается. Иными словами, при увеличении дробления шага точность позиционирования шагового двигателя с гарантией будет становиться ниже паспортной1, поэтому бездумно увеличивать количество микрошагов на шаг не следует. Связано это с несколькими факторами, некоторые из которых относятся непосредственно к двигателю, а некоторые – к его драйверу.
1 - паспортная точность позиционирования указывается для положений равновесия ротора при двух включенных фазах, токи которых равны.
Так, большинство коммерческих двигателей не обладают прецизионной конструкцией, поэтому зависимость между моментом и углом поворота ротора у них не является в точности синусоидальной. Вследствие этого зависимость между амплитудой синусоидального тока питания и углом поворота вала становится нелинейной. В результате ротор двигателя будет точно проходить положения каждого шага и полушага, но между этими положениями будут наблюдаться довольно значительные отклонения. Для решения данной проблемы существуют двигатели, которые оптимизированы для работы в микрошаговом режиме ещё на этапе разработки – полюсы ротора и статора таких двигателей менее выражены благодаря скошенной форме зубцов. С другой стороны, следует помнить и о том, что конструкция некоторых ШД оптимизирована для наилучшей точности именно в полношаговом режиме – здесь зубцы ротора и статора спроектированы так, чтобы в режиме полного шага в положениях равновесия ротора магнитный поток сильно возрастал. Это приводит к серьезному ухудшению точности в микрошаговом режиме, поэтому такие двигатели при использовании дробления шага лучше не применять. Кроме того, любой реальный ШД имеет т.н. мертвые зоны – это зоны, в которых момент двигателя равен нулю несмотря на поворот ротора:
Мертвые зоны возникают из-за наличия трения покоя и динамического трения в реальных ШД. На последнем рисунке желтым цветом обозначена область момента трения, наложенная на график момента для идеального двигателя (график этот, как нетрудно догадаться, является синусоидальным). Из-за наличия этой области для вращения ротора остается только момент, лежащий на графике за пределами штриховых линий (см. нижний график, соответствующий реальному ШД). Отсюда следует, что во-первых, трение снижает момент на валу реального двигателя, а во-вторых, оно формирует мертвые зоны вокруг каждого положения равновесия ротора. Последний фактор является очень важным для микрошагового режима. Если, например, имеются мертвые зоны величиной d°, то микрошаг величиной менее d° вообще не сдвинет ротор с места. Поэтому для систем с использованием дробления шага очень важно минимизировать трение покоя для максимального сужения мертвых зон.
Время установления положения ротора зависит от характеристик нагрузки и от схемы драйвера. Во многих приложениях такие колебания являются нежелательными. Избавиться от этого явления можно путем использования микрошагового режима. Как видно из последнего рисунка, в полношаговом режиме наблюдаются выбросы и колебания, в то время как в режиме микрошага их нет. Однако и в этом режиме график положения ротора отличается от прямой линии. Эта погрешность объясняется погрешностью геометрии деталей двигателя и может быть уменьшена при помощи проведения калибровки и последующей компенсации путем корректировки токов фаз (если, конечно, драйвер позволяет выполнить такую корректировку). ▪ Ток удержания ротора
Нетрудно видеть (см. выше), что в процессе вращения ротор двигателя попадает в точки своего «естественного» равновесия только в режиме полного шага без перекрытия фаз («One-Phase-On» Full-step). В полношаговом же режиме с перекрытием фаз («Two-Phase-On» Full-step) положения, в которые поворачивается ротор, смещены на полшага относительно данных точек. Очевидно, что промежуточные состояния ротор может принимать только при наличии тока в обмотках, поскольку после снятия с них питания ротор гарантированно свалится в ближайшую точку «естественного» равновесия. То же самое с 50%-й вероятностью произойдет и в режиме полушага, а уж при работе с микрошагом, когда ротор вообще практически всё время находится вне «естественных» положений, вероятность потери им текущего угла поворота близка к 100 процентам. Поэтому для того, чтобы ротор не смещался даже после остановки вращения двигателя, необходимо подавать ток в обмотки постоянно (т.н. ток удержания). ▪ Стабилизация тока в обмотках
Одной из задач, которую приходится решать при работе в микрошаговом режиме, является удержание тока в обмотках на требуемом уровне. Напомним, что для формирования микрошагов между данными токами должно выполняться определенное соотношение (см. пункт «Таблица значений тока в обмотках») - причем именно соотношение. Поэтому в микрошаговом режиме простейшие способы питания обмоток (L/R-питание, L/5R-питание, питание с удвоенным напряжением и т.д.) не пригодны, и на первый план здесь выходит широтно-импульсная (ключевая) стабилизация тока. Ключевой стабилизатор обеспечивает высокую скорость нарастания тока в обмотках вместе с простотой его регулирования и очень низкими потерями. Еще одним преимуществом схемы с ключевой стабилизацией тока является то, что она поддерживает момент двигателя постоянным, независимо от колебаний напряжения питания. Это позволяет использовать для запитки обмоток ШД простые и дешевые нестабилизированные источники. Для обеспечения высокой скорости нарастания тока используют напряжение источника питания, в несколько раз превышающее номинальное. Путем регулировки скважности импульсов, среднее напряжение и ток поддерживаются на номинальном для обмотки уровне. Это поддержание производится за счет действия обратной связи, сигнал для которой снимается с датчика тока.
Непосредственное включение и выключение обмотки осуществляется транзистором VT (в современных драйверах здесь обычно используются полевики). Для организации контура обратной связи последовательно с обмоткой L включается датчик тока – резистор R. Падение напряжения на этом резисторе прямо пропорционально току в обмотке, поэтому после ее включения напряжение на датчике тока линейно возрастает. Когда это напряжение достигает значения Uref, срабатывает токовый компаратор, и ключ VT выключается, что приводит к отключению обмотки и спаданию тока в ней. Когда ток уменьшится до нижнего порога, определяемого гистерезисом токового компаратора, ключ VT снова включается. Этот процесс повторяется периодически, поддерживая среднее значение тока постоянным. Управляя величиной Uref можно регулировать ток фазы, например, увеличивать его при разгоне и торможении и снижать при работе на постоянной скорости. Можно также задавать его с помощью ЦАП в форме синусоиды, реализуя таким образом микрошаговый режим (что и сделано в микросхемах A3977 и A3979).
Когда триггер устанавливается, ключевой транзистор открывается, и ток фазы начинает расти. Вместе с ним растет и падение напряжения на датчике тока. Когда оно достигает опорного напряжения Uref, компаратор переключается, сбрасывая триггер. Ключевой транзистор при этом выключается, и ток фазы начинает спадать до тех пор, пока триггер не будет вновь установлен генератором. Такая схема обеспечивает постоянную частоту коммутации, однако величина пульсаций тока не будет постоянной – она определится временем спада тока в обмотке, т.е. интервалом между выключением транзистора за счет токового компаратора и его включением при помощи генератора. При этом чем быстрее ток нарастет до установленного значения, тем дольше он потом сможет спадать, т.е. быстрый «заряд» обмотки повлечет увеличение токовых пульсаций, что, в свою очередь, приведет к дополнительному нагреву двигателя. Уменьшить размах пульсаций можно увеличивая тактовую частоту генератора, однако, следует помнить, что динамические потери на ключе и его нагрев при этом возрастут. На практике частота генератора берется равной не ниже 20кГц (верхний порог слышимости), в противном случае дополнительный шум, создаваемый двигателем в процессе импульсной стабилизации тока, может быть слышен.
По умолчанию триггер установлен, ключевой транзистор открывается, и ток в обмотке начинает расти, увеличивая падение напряжения на датчике тока. Когда это напряжение достигает опорного значения Uref, компаратор переключается, сбрасывая RS-триггер и запуская схему задержки. Ключевой транзистор при этом выключается, и ток фазы начинает спадать до тех пор, пока триггер вновь не будет установлен схемой задержки через интервал времени tOFF. Такая схема обеспечивает постоянный размах токовых пульсаций в обмотке, но частота этих пульсаций, как и в случае простейшей схемы (см. выше), будет зависеть от скорости нарастания тока фазы. Однако, в отличие от простейшего варианта, здесь частота включения/выключения транзистора будет ограничена временем tOFF – она не может быть больше fMAX=1/tOFF. Поэтому изменяя значение tOFF, мы можем добиться, с одной стороны, уменьшения динамических потерь на ключе, а с другой – приемлемого уровня пульсаций тока в обмотке. Но в любом случае – как и ранее, частота переключения триггера должна быть выше 20кГц, чтобы шум, создаваемый ШД в процессе импульсной стабилизации тока, не был слышен. ▪ Типы спада тока в обмотках
Как неоднократно говорилось выше, обмотки шагового двигателя представляют собой индуктивности, которые в процессе вращения ротора попеременно то включаются, то выключаются. В то же время известно, что после отключения индуктивности от источника питания ток, протекающий через нее, не может мгновенно прекратиться. Для поддержания этого тока в обмотке возникает ЭДС самоиндукции, имеющая направление, противоположное источнику питания.
Очевидно, что для выключения тока можно отключить все ключи H-моста или же оставить один ключ включенным, причем, скорость спада тока обмотки в этих случаях будет разной. Сначала рассмотрим вариант, когда один транзистор выходного моста остается включенным:
В этом случае ЭДС самоиндукции закорачивается через включенный ключ и диод VD3, поэтому на выводах обмотки будет небольшое напряжение, которое сложится из прямого падения напряжения на диоде и падения напряжения на ключе (в случае биполярного транзистора это будет напряжение его насыщения, а в случае полевого – падение на сопротивлении открытого канала). Поскольку напряжение на выводах обмотки сравнительно мало́, малой будет и скорость изменения (спада) тока в ней, поэтому скорость спадания магнитного поля тоже будет небольшой. А это значит, что еще некоторое время статор двигателя будет создавать магнитное поле, которого в данный момент быть уже́ не должно. На вращающийся ротор это поле окажет тормозящее воздействие, поэтому на высоких скоростях работы двигателя данный эффект может серьезно помешать его нормальной работе.
При этом ЭДС самоиндукции закорачивается через диоды VD2 и VD3 на источник питания. Это значит, что во время спада тока на обмотке будет присутствовать напряжение, равное сумме напряжения источника +U и прямого падения на двух диодах. По сравнению с первым случаем, это значительно бо́льшая величина, поэтому спад тока и магнитного поля будет более быстрым. Платить за ускоренный «разряд» обмотки приходится тем, что в ряде случаев из-за него на источнике могут появиться выбросы напряжения, для подавления которых понадобятся специальные демпферные цепочки. Кроме того, очень важно, что при быстром спаде наблюдаются повышенные пульсации тока в обмотке, а это, помимо всего прочего, вызывает дополнительный нагрев двигателя. Отметим, что медленному спаду будут сопутствовать малые пульсации тока в обмотке, поэтому в данном случае дополнительный нагрев ШД будет незначителен. В связи с этим на низких скоростях работы, когда тормозящее воздействие спадающего магнитного поля успеет пропа́сть до нового включения обмотки, рекомендуется использовать именно медленный спад тока фазы. Детальное описание микросхем ▪ Принцип работы
Микросхемы A3977 и A3979 являются завершенными драйверами для биполярных («двухфазных») шаговых двигателей, поддерживающими режим микрошага, т.е. позволяющими делить один полный «паспортный» шаг ШД на несколько частей. Микросхема A3977 реализует деление шага на 2, 4 и 8, микросхема A3979 – на 2, 4 и 16. Возможно также вращение двигателя в полношаговом режиме с перекрытием фаз («Two-Phase-On» Full-step, см. выше). Встроенный транслятор1 позволяет упростить управление микросхемами и свести количество управляющих сигналов к минимуму. Выходная (силовая) часть микросхем представляет собой два полных Н-моста (по одному на каждую обмотку двигателя), в верхнем и нижнем плече которых установлены N-канальные полевые транзисторы. Данные ключи управляются схемой импульсной стабилизации тока обмотки с фиксированным временем отключения транзисторов tOFF (см. пункты «Стабилизация тока в обмотках» и «Схема стабилизации тока в обмотках ШД»). Выходной ток Н-моста на каждом шаге двигателя определяется номиналом соответствующего токового датчика (RS1 или RS2), значением опорного напряжения микросхемы (VREF), а также выходным напряжением ЦАПа, относящегося к данному мосту (это напряжение устанавливается транслятором при помощи 4-х разрядного цифрового кода).
1 - под транслятором понимается схема преобразования «простейших» сигналов управления типа STEP, DIR и т.д. в сигналы управления ЦАП'ами драйвера. ▪ Вход тактовых импульсов («STEP»)
Наличие на входе «STEP» переднего (положительного) фронта тактового импульса переключает транслятор микросхемы в следующее состояние и, соответственно, заставляет вал двигателя повернуться на один шаг. Угол поворота вала определяется состоянием входов «MS1:MS2», задающих режим микрошага (см. ниже). Направление поворота вала определяется состоянием входа «DIR» (см. ниже). ▪ Вход выбора направления вращения («DIR»)
Состояние данного входа задает направление поворота вала шагового двигателя (по часовой стрелке, либо против часовой стрелки). Обратите внимание на то, что любые изменения на этом выводе вступят в силу только после прихода на вход «STEP» переднего фронта следующего импульса. ▪ Входы выбора режима микрошага («MS1» и «MS2»)
Состояние входов «MS1» и «MS2» задает текущий режим микрошага (см. пункт «Таблица установки режима микрошага»). Обратите внимание на то, что любые изменения на данных входах войдут в силу только после прихода на вход «STEP» переднего фронта следующего импульса. ▪ Выход контроля исходного состояния («HOME»)
Выход «HOME» предназначен для индикации того, что транслятор микросхемы находится в исходном состоянии, называемом также «HOME». Данное состояние соответствует повороту ротора двигателя ровно на 45° и току в обеих обмотках двигателя, равному 70.71% от максимального (см. пункт «Графики работы в разных режимах микрошага»). Выход «HOME» сбрасывается в исходном состоянии транслятора, всё остальное время он установлен. Обратите внимание на то, что при подаче напряжения питания на «логическую» часть чипа (VDD) транслятор устанавливается именно в исходное состояние. ▪ Вход сброса («nRESET»)
При наличии на входе сброса логического нуля транслятор микросхемы автоматически переводится в исходное состояние «HOME» (см. пункт «Графики работы в разных режимах микрошага»). При этом выходные мосты отключаются, выход «HOME» сбрасывается, а все тактовые импульсы на входе «STEP» игнорируются. Данная ситуация будет наблюдаться до тех пор, пока на вход сброса не будет подана логическая единица. ▪ Вход активизации режима сна («nSLEEP»)
При наличии логического нуля на входе «nSLEEP» микросхемы A3977 и A3979 входят в режим сна. Данный режим характеризуется минимальным потреблением энергии (за счет отключения большинства внутренних узлов чипа) и обычно активизируется в те промежутки времени, когда двигатель не используется. Появление логической единицы на входе «nSLEEP» переводит микросхему в нормальный режим работы, при этом транслятор будет сброшен в исходное состояние. Обратите внимание на то, что переход из режима сна в нормальный режим требует определенного времени (около 1мс) для стабилизации работы повышающего преобразователя с накачкой заряда (Charge Pump, см. пункт «Функциональная схема »). В течение этого времени подавать тактовые импульсы на вход «STEP» не следует, поскольку нет гарантии нормальной работы ключей в верхних плечах выходных мостов. ▪ Вход разрешения работы («nENABLE»)
При наличии логического нуля на входе разрешения работы («nENABLE») силовые выходы микросхемы включены (активны). В противном случае (на входе «nENABLE» присутствует логическая единица) силовые выходы отключены. Обратите внимание на то, что входы транслятора «STEP», «DIR», «MS1» и «MS2» будут оставаться активными (т.е. транслятор будет на них реагировать в обычном режиме) независимо от состояния входа «nENABLE». Это отличает вход разрешения работы «nENABLE» от входа сброса чипа «nRESET» (см. выше), наличие нуля на котором полностью отключает чип. ▪ Схема стабилизации тока в обмотках ШД
Каждый из двух выходных мостов микросхем A3977, A3979 управляется импульсной схемой, которая позволяет ограничивать ток в обмотках на заданном уровне (ITRIP). В начале каждого шага одна из диагоналей каждого моста включена, поэтому через соответствующую обмотку двигателя и токовый датчик (RSX) течет ток. В тот момент, когда напряжение на датчике тока станет равно напряжению на выходе ЦАПа, устанавливающему требуемое значение ITRIP, схема стабилизации выключит активную диагональ. В режиме медленного спада тока (см. ниже) отключается только верхний транзистор диагонали, в режимах быстрого и смешанного спада – оба транзистора (и верхний, и нижний). Отметим, что мост всегда отключается на фиксированное время tOFF, после чего транзисторы снова открываются, и ток в обмотке начинает возрастать. Более подробно процесс стабилизации тока фазы рассмотрен в пункте «Стабилизация тока в обмотках». ▪ Игнорирование сигнала от токовых компараторов
В моменты переключения состояния выходных мостов в обмотке двигателя будут наблюдаться броски тока, связанные с работой защитных диодов и/или переходными процессами, обусловленными емкостной составляющей нагрузки и емкостями самих ключей. Эти броски тока, естественно, передадутся на токовые датчики, что может привести к ложным срабатываниям токовых компараторов микросхемы. Для устранения данного эффекта в схему импульсной стабилизации тока обмоток введена функция игнорирования сигнала от токовых компараторов в моменты переключения состояния выходных мостов. Время игнорирования для каждой обмотки определяется номиналом соответствующего конденсатора CTX и приблизительно может быть вычислено как ▪ Режимы спада тока в обмотках
Как было показано в пункте «Типы спада тока в обмотках», при выключении фазы двигателя ток в ней может спадать по двум «сценариям» – медленному и быстрому. При этом тип «сценария» мы можем задавать сами: для реализации быстрого спада необходимо выключить оба транзистора активной диагонали выходного моста, а для реализации медленного – только один (в микросхемах A3977 и A3979 отключается ключ в верхнем плече диагонали).
Видно, что на спаде синуса присутствуют два характерных участка – сначала ток через обмотку спадает не так быстро, как надо (1), а затем и вовсе начинает расти (2). Отметим, что подобные искажения формы тока приводят к повышенному шуму, издаваемому двигателем.
Но, несмотря на это, форма синусоиды в быстром режиме остается неискаженной.
Отметим, что такой режим становится возможным лишь благодаря тому, что мы можем управлять каждым транзистором выходных мостов по отдельности. При смешанном спаде время выключенного состояния ключей tOFF (см. пункт «Схема стабилизации тока в обмотках ШД») разбивается на два интервала. После того, как ток достигает значения ITRIP, обмотка выключается, и ток в ней сначала начинает спадать быстро. Во время этого процесса напряжение на соответствующем выводе «RCx» тоже постепенно уменьшается, и быстрый «разряд» фазы длится до тех пор, пока данное напряжение не сравняется с напряжением VPFD на входе «PFD» (Percent Fast Decay). Приближенно интервал времени tFD можно рассчитать по формуле
Отчетливо видно, что смешанный режим реально убирает искажения синусоиды, присущие медленному спаду, а также снижает пульсации тока, вызываемые быстрым затуханием тока. Однако размах этих пульсаций все равно будет больше, чем для медленного «сценария». Очевидно, что наилучшим решением в данном случае является использование медленного режима на нарастающем участке синуса и смешанного режима на спадающем участке. Ключевой особенностью микросхем A3977 и A3979 является то, что они осуществляют переключение между данными режимами спада тока автоматически. Когда на вход «STEP» поступает очередной импульс, транслятор сначала выставляет на ЦАПах уровни тока, соответствующие следующему шагу. Если новый уровень напряжения на выходе ЦАПа ниже, чем предыдущий, то режим спада тока для этого H-моста будет установлен в соответствии с уровнем сигнала на входе «PFD»:
Если новый уровень напряжения на выходе ЦАПа равен или больше предыдущего, то для этого H-моста будет установлен медленный режим спада, независимо от уровня сигнала на входе «PFD».
Еще раз отметим, что зависимость времени быстрого спада тока от напряжения VPFD не является линейной (для сравнения на картинке синим цветом нарисован также график соответствующей линейной функции). ▪ Принцип синхронного выпрямления (вход «nSR»)
Пусть через диагональ «A-D» Н-моста, в которую включена обмотка двигателя, течет ток:
Как неоднократно говорилось выше, после выключения обмотки ток в ней будет постепенно спадать. При этом в зависимости от созданных условий этот спад может быть либо медленным, либо быстрым (более подробно об этом рассказано в пункте «Типы спада тока в обмотках»). Если используется медленный спад и оставлен открытым ключ «А», то «разряд» обмотки пойдет через него и диод VD3:
Если же используется быстрый спад, то путь тока будет лежать через диоды VD2 и VD3:
Преимущество использования диодов в данном случае заключается в том, что ими не нужно дополнительно управлять – они сами «знают», когда нужно открываться (собственно говоря, на этом их свойстве и основана схема). Однако на открытых диодах падает сравнительно большое напряжение, поэтому если через обмотку протекает немалый ток (что характерно для мощных двигателей), это приводит к существенному увеличению потерь в моменты спада тока фазы, что выльется в дополнительный нагрев корпуса микросхемы. В связи с этим весьма желательно от диодов в схеме избавиться, и это вполне выполнимо.
1 - в микросхемах A3977 и A3979 при медленном режиме спада тока обмотки остается включенным нижний транзистор диагонали, поэтому будет выключен транзистор «А».
Таким образом, путь по которому спадает ток в обмотке, останется прежним, но диоды в этом процессе участия принимать уже не будут. ▪ Понижающий стабилизатор напряжения
В состав микросхем A3977 и A3979 входит встроенный понижающий стабилизатор напряжения (Regulator, см. пункт «Функциональная схема драйвера»), служащий для питания драйверов нижних ключей мостовых схем. Вход этого стабилизатора подключен к выводу VBB1, выход (это вывод VREG) должен быть заземлен через конденсатор номиналом 0,22мкФ. В чипы A3977 и A3979 также встроена схема контроля напряжения VREG, и в случае возникновения какой-либо ошибки в работе стабилизатора данная схема отключает силовые выходы микросхем. ▪ Повышающий преобразователь
В микросхемах A3977 и A3979 в выходных мостах в качестве верхних и нижних ключей обеих диагоналей применены полевые транзисторы одинакового типа (N-канальные). Для нормальной работы такого моста на затворы верхних транзисторов необходимо подавать напряжение, превышающее напряжение питания обмоток (VBB). Для формирования этого повышенного напряжения в чипах A3977 и A3979 используется схема с накачкой заряда (Charge Pump, см. пункт «Функциональная схема драйвера»). Обратите внимание – данная схема требует подключения керамического конденсатора номиналом 0,22мкФ между выводами «CP1» и «CP2». Такой же конденсатор необходимо подключить между выводами «VCP» и «VBB1» (этот конденсатор будет выступать в роли источника энергии, обеспечивающего броски тока во время заряда емкости затворов верхних ключей). ▪ Аварийное отключение силовой части (Shutdown)
В случае превышения температуры кристалла микросхемы или чрезмерно низкого напряжения на выходе схемы с накачкой заряда (т.е. на пине VCP) силовые выходы чипа отключаются до тех пор, пока температура и/или напряжение VCP не придет в норму. Также отключение силовых выходов происходит при низком уровне «цифрового» напряжения питания на выводе VDD (в том числе и в момент включения микросхемы), за что отвечает схема UVLO (UnderVoltage LockOut circuit). Обратите внимание на то, что в последнем случае кроме отключения выходов также произойдет сброс транслятора в исходное состояние (см. пункт «Графики работы в разных режимах микрошага»). Информация по применению ▪ Разводка печатной платы
Печатная плата, на которую монтируется чип, должна иметь заземляющий полигон с большой площадью. Для достижения оптимальных характеристик тепловой вывод микросхем A3977 и A3979 следует припаивать напрямую к этому полигону (см. пункт «Тепловые характеристики»). ▪ Заземление
Вывод «AGND» (заземление «логической» части) и вывод «PGND» (заземление силовой части) должны быть соединены друг с другом снаружи (т.е. через дорожку на печатной плате). ▪ Измерение тока обмоток
Чтобы свести к минимуму неточности измерения тока, вызванные падением напряжения на дорожках печатной платы, токовые датчики RSX должны подключаться к центру «звезды» отдельными толстыми проводниками. Длина этих проводников должна быть максимально короткой. ▪ Тепловая защита
Внутренняя схема тепловой защиты отключает все транзисторы обоих выходных мостов, когда температура кристалла микросхемы достигает +165°C (типовое значение). Данная схема предназначена только для защиты драйвера от сбоев в работе из-за чрезмерной температуры чипа. Обратите внимание на то, что короткие замыкания на выходе мостов приведут к выгоранию соответствующих ключей даже в том случае, когда сработала тепловая защита. Гистерезис схемы тепловой защиты составляет около +15°С. Графики работы в разных режимах микрошага
Полношаговый режим (MS1=MS2=0)
Деление шага на 2 (MS1=1, MS2=0)
Деление шага на 4 (MS1=0, MS2=1)
Деление шага на 8 (MS1=MS2=1; только для A3977)
Деление шага на 16 (MS1=MS2=1; только для A3979)
Обсудить эту заметку можно
здесь |
Место для разного (сдается) |