Теория по КМПУ | Готовые элементы систем | Технологии и хитрости | Прочее | Магазин | Контакты | |||
Изготовление наклейки на лицевую панель прибора 13.12.14
Не секрет, что наиболее распространенным способом «эстетического» оформления передних/задних панелей поделок у радиолюбителей до сих пор остаются наклейки. Оно и не мудрен́о. Во-первых, двухсторонний скотч давно уже из разряда «эксклюзив» (в коем он находился всё начало 90-х годов) плавно перетек в категорию «говно и палки», столь любимую мной. А уж про бумагу и говорить нечего – продается на каждом углу по 5р. за лист какого угодно оттенка/рельефа/плотности. Ну а результат (при наличии необходимых материалов/инструментов и некоторой сноровки) – вполне неплох, во всяком случае – для радиолюбительства:
(Примечание: далее буду для наглядности рассматривать изготовление наклеек для двух разных приборов: один с маленькой мордой, а второй – с большой.)
Данный подход быстр, прост и не требует вообще никаких дополнительных материалов (маркер-то уж по-любому в хозяйстве должен найтись), к тому же в такую панель достаточно просто вносить различные изменения. Но если устройство делается для друзей/знакомых или, упаси бог, на продажу – тут уж́е обычно вырисовываются совсем другие требования к внешнему виду дывайса. И вот в этом случае и приходят на помощь наклейки для лицевых панелей. «Конструкция» наклейки
В общем случае наклейка на переднюю/заднюю панель устройства состоит из трех частей/слоёв: защитная прозрачная пленка (верхний слой); бумажная основа (средний слой); двухсторонний скотч (нижний слой):
Как нетрудно догадаться, вся информация о назначении кнопок, светодиодов, разъемов и прочих элементов, расположенных на панели устройства, располагается в среднем слое (бумажная основа). Нижний слой (двухсторонний скотч) служит для приляпывания наклейки к панели, а верхний слой в теории должен бы предохранять бумажную основу от различных механических воздействий. Однако, на практике с верхним слоем не всё так радужно. Материалы, из которых мастерится наклейка, более детально будут рассмотрены ниже, а сейчас сразу перейдем к ее изготовлению. Перенос изображения на бумажную основу
Под этим пафосным и идиотским подзаголовком скрывается простейшая операция – берем и тупо распечатываем наклейку. И здесь есть два момента – чем печатать и на чем печатать. Начну со второго вопроса.
(сравните её, кстати, с обычной офисной бумагой, что на заднем фоне). Естественно, топаз этот я упомянул просто для примера, чтобы было понятно куда копать. В целом же – заходим в нормальный магазин канцтоваров и ощупываем/осматриваем всю бумагу, до которой только дотянемся. Благо этого добра, повторюсь, сейчас навалом, и есть оно на все вкусы. Мои предпочтения – чтоб бумага была слегка (слегка!) рельефной/фактурной, чуть блестела и была поплотнее обычной офисной бумаги. Ну а уж что приглянется вам – мне неведомо. Плюс, конечно, немаловажным фактором является общий дизайн наклейки (например, красный/желтый/зеленый текст на черном фоне, или наоборот).
Счастливые обладатели струйных принтеров могут себя поздравить – для них этап переноса изображения на бумажную основу завершен, можно переходить на следующую ступень. А тем, кто печатает на лазернике, придется еще немного покорпеть (опять же – только если используется стиль «черный фон – белый/желтый/красный и т.д. шрифт», подразумевающий наличие больших областей, «залитых» тонером).
Ну, во-первых, надо сразу приготовить чистый (с обеих сторон) лист бумаги, кусок мягкой ткани и «стандартную» парафиновую/восковую свечу (обычную белую; цветные и вонючие лучше не использовать). Складываем ткань так, чтобы получился примерно квадрат со сторонами около 8-11см. Удобнее работать, когда ткани в таком квадрате не менее трех-четырех слоев, но и слишком много тоже плохо – квадрат будет разъезжаться. Далее натираем этот квадрат с одной стороны свечой и запоминаем эту сторону. Кстати, если свечи нет, то можно воспользоваться жиром со своей или чужой морды. Я чаще всего так и делаю – дешево и сердито, а главное – не надо бегать за свечками.
Да, заранее отвечу на вопрос: «Нахера ты машешь руками над наклейкой?». Может возникнуть ощущение, что я в этот момент бормочу себе под нос мощнейшее заклинание 5-го уровня и выделываю руками магические пассы, чтобы чернота душ Великих Некромантов навечно затемнила тонер на наклейке. Разочарую – всё гораздо тривиальнее и прозаичнее. Руками я маш́у для того, чтобы затемнитель побыстрее (и равномернее) испарился.
Вверху – наклейка до затемнения, внизу – после. Разница на фото не так заметна, но в реале отличия – просто отвал башки (в заметке про затемнитель, кстати, несколько слов за различия сказано). Ну а теперь можно приступать ко второму этапу изготовления наклейки. Нанесение на наклейку клеевой основы
А под этим пафосным и еще более идиотским подзаголовком скрывается еще более простейшая операция – приклеивание двухстороннего скотча на бумажную основу наклейки. Вырезаем изображение на бумаге с небольшим припуском
и клеим скотч. Естественно, описывать сам процесс наклеивания было бы несколько странным, ибо описывать там нечего – берем скотч и лепим его на ту сторону бумажной основы, которая без изображения. Но на некоторых моментах хотелось бы остановиться поподробнее.
и вот его приобретать категорически не нужно. Работать с данным материалом весьма неудобно, поскольку он умудряется вытягиваться даже еще будучи прилепленным к защитной оранжевой ленте. Плюс ко всему – поверхность матерчатого скотча далеко не гладкая, поэтому и наклейка тоже повторит «сетчатый» рельеф. Отличить эти два вида скотча просто – достаточно при покупке чуть отклеить конец мотка и посмотреть на структуру клеящей ленты, а фото выше – вам в помощь. Кстати, на этой картинке показан далеко не самый худший вариант матерчатого скотча (он по структуре даже ближе к пластиковому). Встречаются экземпляры, где в качестве клеящей ленты используется убогая реденькая марля, пропитанная белым комковатым клеем.
С одной стороны, такая небольшая щель скроется толщиной бумаги (т.е. после приляпывания наклейки на панель на ней не останется предательская вмятина в виде тонкой полоски), а с другой – этого расстояния вполне достаточно, чтобы не напрягаясь наклеить полосы скотча без нахлеста (что, как нетрудно догадаться, повлечет за собой уж́е не вмятину, а выпуклость). Нанесение на наклейку верхнего защитного слоя
Как было сказано выше, верхний слой предназначен для защиты наклейки от внешних воздействий и в большинстве случаев представляет собой какой-либо прозрачный материал, наклеиваемый на бумажную основу. И вроде бы это прекрасно, однако сам я никогда верхний слой не наношу. Почему – об этом скажу в ходе повествования, а пока лишь заострю внимание на таком моменте: наклейка, распечатанная на лазерном принтере, обработанная затемнителем тонера и правильно затертая, не особо нуждается в той защите, которую могут обеспечить материалы, традиционно применяемые в качестве верхнего прозрачного слоя. Ну а раз не нуждается – значит и лишний геморрой при изготовлении наклейки не нужен. И, на мой взгляд, если используется лазерник, то применение наклейки с верхним прозрачным слоем оправдано лишь в одном случае – при наличии на панели устройства элементов индикации, которые не в состоянии просвечивать через бумагу (тут на ум приходят только различные жидкокристаллические приборы, ибо лампочки/светодиоды/сегментные светодиодные индикаторы с такой задачей справляются на ура). Вот если есть такой элемент, а поверхность наклейки должна по каким-либо причинам быть «целостной», а не как на этом фото, где вырез под ЖКИ в наклейке обведен красным:
вот тогда применять верхний защитный слой целесообразно. Ну и, конечно, еще в тех случаях, когда наклейка выполнена в стиле «черный шрифт на белом фоне», поскольку при отсутствии верхней пленки вся белая поверхность незамедлительно покроется грязными отпечатками пальцев пользователя (неоднократно проверено на практике). А в остальных случаях верхний защитный слой, на мой взгляд – только лишний геморрой.
Тут хитростей, конечно, никаких нет – берем соответствующий материал и клеим его поверх изображения наклейки (обратите внимание – если нужн́о прозрачное «окно» для, например, ЖКИ, то его необходимо вырезать до наклеивания пленки):
Но вот тут сразу начинают вылазить неприятные мелочи. Во-первых, все прозрачные самоклеящиеся материалы, которые мне довелось использовать, клеятся на бумагу как-то неравномерно – по всей поверхности наклейки остаются то ли воздушные микропузыри, то ли просто непроклеенные точки:
Слева – наклейка с защитным слоем из подобия «Oracal’a», справа – без защитного слоя. Правда, на данном фото довольно хреново видны эти непроклеи (см. также предыдущую картинку).
Исключение здесь составляет только обычный прозрачный скотч. Именно им я покрывал свои наклейки до того, как стал использовать затемнитель тонера. Но и со скотчем тоже есть свои заморочки. Основная головная боль – максимальная ширина ленты. Судя по всему, скотч не выпускают шире 72мм (во всяком случае, мне не удалось найти). А это сразу ограничивает максимальную ширину наклейки. По своему опыту могу сказать – скотч шириной 72мм вряд ли удастся нормально налепить на наклейку шире 60мм, да и то – это уж́е нехилое мастерство (речь, понятно, о наклейках длиной от 150мм и больше, на мелочь скотч лепится без особых проблем). Для кого-то этого, наверное, хватит за глаза, но мне с моими корпусами размером с чемодан такой ширины явно недостаточно. А соединить две полосы скотча (как в случае с двухсторонним, см. «Клеевая основа») здесь не получится – убьешь весь вид наклейки. Ну а вторая основная головная боль – это воздушные мега-пузыри (не путать с микропузырями) и мега складки. Тут особо говорить нечего – просто попробуйте наклеить ленту скотча по всей длине листа формата А4 без этих косяков. Если получится хотя бы 8 раз из 10 (без особых ухищрений), можете себя поздравить – вы просто прирожденный наклейщик скотча. А вот у меня и у всех моих знакомых (ну, тех, кто в теме) так не выходит. Поэтому, увы и ах – большие наклейки с прозрачным скотчем не для меня.
Во-вторых, наклейка с нанесенным верхним защитным слоем тут же начинает бликовать (про исключения – см. ниже). В результате подписи к кнопкам/светодиодам/и т.д. можно прочитать, лишь глядя на них под определенным углом, а лично меня это бесит. Ну а поскольку меня это бесит, подобного рода наклейки я на свои поделки стараюсь не лепить.
Подобная херотень проступает часа через два после приклеивания пленки. И, кстати, упаси вас бог совать наклейку с пленкой в ламинатор (воочию наблюдал сей процесс неоднократно). Вроде бы, смысл подобной операции очевиден – давление валков ламинатора сможет «выгнать» микропузыри из-под защитной пленки. Однако, в реальности всё не так радужно: при низкой температуре пузырям вообще похер на ламинатор, а при высокой – они вроде бы и уменьшаются, но зато часа через два-три наклейка сворачивается в трубочку, и пленка отлипает от нее еще круче, чем вообще без ламинатора.
Сия пленка:
Честное слово, глядя на наклейку, не могу отделаться от ощущения, что бух́аю в середине 90-х на кухне у Геннадия – у него на стекле кухонной двери был налеплен такой же шедевр, только еще из советской эпохи. Однако, если судить по китайским сайтам, рассматриваемая линейка продукции включает в себя разные типы пленок (в том числе, и гладкие/матовые). Так что тем, у кого есть возможность их приобрести – категорически рекомендую. Как показала практика, матовые пленки серьезно рулят: во-первых, они не бликуют, а во-вторых, под ними не видно микропузырей. Ну и после затемнителя тонера (см. выше + лазерный принтер) с такими пленками тоже изгаляться не надо (и даже нежелательно) – никаких затираний, просто слегка протереть наклейку спиртом, и всё. Финишное вырезание отверстий
После всех описанных треволнений осталось только прор́езать необходимые дырки в наклейке. Прямоугольные и параллелограммные дыры делаются при помощи обычной линейки и стандартного канцелярского ножа:
(лезвие ножа категорически рекомендую держать остро заточенным), а круглые лучше всего резать при помощи просечки или какого-либо подобного инструмента. Приклеивание наклейки на панель
Завершающим этапом является процесс приляпывания изготовленной наклейки на панель устройства. Премудростей здесь, естественно, нет, напомню лишь о коварных крошках, прилипающих на двухсторонний скотч – этой херни надо всячески избегать. Ну а в целом – примеряем наклейку к панели, смотрим, какие дырки куда уехали при печати (см. лазерный принтер), сдираем защитный оранжевый слой с двухстороннего скотча и лепим наклейку на панель. Если наклейка лишена верхнего защитного слоя (обратно – см. лазерник, уплотнитель тонера и затирка), рекомендую после приклеивания затереть еще раз наклейку тряпкой с парафином/воском от свечки. Это придаст панели дополнительного шарму (не шаурму, нет). Итог всех приготовлений – на рисунке в начале заметки. |
Место для разного (сдается) |